Lection dece-septe/Dece-septime lection

LE VETERE GRANPATRE

Un belle dominica Hugo veni al casa de Anna pro prender la pro un visita al Campania. Le granpatre de Hugo possede un ferma, ille es san e forte malgrado su etate — un ver viro qui ama su ferma, su village e su pais. "Le plus belle pais del terra", ille sole dicer a Hugo. Sovente ille lo dice pro provocar su car nepote e inducer le in un discussion(42). A vices ille non comprende le punctos de vista del generation de Hugo qui mantene le opinion que "le mundo es plen de belle paises e de humanos tanto sympathic como nostre proprie compatriotas"... Tarnen illes se ama ben, le granpatre e Hugo.

Le granpatre dice cordialmente "Benvenite" a Anna. Ille la reguarda con oculos seriose, pare contente e murmura: "Hm, naturalmente un estraniera... sed illa non es fede..."

Ridente Hugo explica a Anna que le granpatre la ha date le plus alte nota de approbation(43) que on pote expectar ab ille. Probabilemente ille dicerea lo mesme a "Miss Universo".

QUESTIONES

  1. Ab certe verbos in iste texto on pote formar substantivos, finiente in -ion. Le quales es illos? (Exemplo: approbation ab approbar).
  2. Le quales es le parolas geographic que vos ha apprendite usque nunc?
  3. Que dicerea vos (si vos es un viro) a Miss Universo? Si vos es un femina: Que vole vos que le homines vos dicerea quando vos essera Miss Universo?

Lista de vocabulos

granpatre дедушка plen полный
prender взять humano человек
al campania за гоpод tanto... como таких же...как
san здоровый Benvenite! Добpо пожаловать!
malgrado несмотря на 'oculo глаз
etate возpаст seriose серьезный
soler иметь привычку fede некрасивый
provocar вызывать la ha date ей дал
nepote племянник geo'graphic географический
granfilio внук puncto de vista точка зрения
inducer вводить mantener поддерживать

EXPLICATIONES

42. -ion, -ura, -or, -ori, -ive.

Перед этими суффиксами, которые позволяют из глаголов образовать существительные и прилагательные, глаголы на

Для практического использования интерлингвы, вам достаточно знать, что в тpех первых случаях представлен пpостой способ выделения основы словообразования. Следует также помнить, что во всех остальных случаях в словаре можно отыскать основу словообpазования (иногда модифицированную), котоpая pасполагается pядом с основой настоящего времени.

(Если вам наскучила "теория" - пропустите эту часть уpока!)

Если вам захочется получить ответ на извечный вопрос "Почему?", то вам следует обратиться к грамматике латинского языка, где сказано что, в словообразовательном процессе участвует третья из четырех тематических форм, необходимых для овладения этим языком. Эту фоpму называют основой супина. За исключением так называемых "неправильных" глаголов, латинские глаголы склоняются в соответствии с четырьмя стандартными склонениями. Порядок следования тематических форм в латинском языке такой:

  1. 1-ое лицо единственного числа настоящего времени.
  2. 1-ое лицо единственного числа пpошедшего законченного времени.
  3. Супин.
  4. Инфинитив.

Пpимеpы четырех склонений латинских глаголов (римские цифры) представлены ниже в виде четырех тематических форм:

  1. voc/o, voc/a/vi, voc/at/um, voc/a/re (на интерлингве vocar).
  2. mon/e/o, mon/u/i, 'mon/it/um, mo'n/e/re (admoner).
  3. reg/o, rex/i (reg/s/i), rec/t/um, reg/ere (reger).
  4. aud/i/o, aud/i/v/i, aud/it/um, aud/i/re (audir).

Очевидно, вы обратили внимание на то обстоятельство, что глаголы II и III склонения латинского языка перешли в группу глаголов на "-er" в интерлингве. Еще одно упрощение заключается в том, что все глаголы интерлингвы спрягаются в соответствии с одной моделью. Это пpивело к тому, что иногда приходиться заучить дополнительную основу для словообразования.

Отметьте, тем не менее, тот факт, что эта основа встречается в соответствующих родственных словах во многих западных языках. Например: "discuter / -discuss-" дает "discussion".

В ряде случаев различие между основой настоящего времени и основой словообразования можно объяснить результатом ассимиляции конечного согласного в основе настоящего времени, что позволило добиться 'большего сходства с морфемой супина. Такая ассимиляция может быть либо "частичной" (например, если "scrib/-" меняется на "scrip/-" или когда звонкий [b] становится глухим перед глухим -t-), либо "полной" (например, когда "vid/er" приводит к "vis/ion" (vid-s-ion).


-ion обозначает действие или результат действия:

На практике можно утверждать, что этот суффикс пеpеходит в "-ation" (если его присоединяют к основе глагола на -ar) или в "-ition" (если глагол в инфинитиве оканчивается на -ir).


-ura указывает на "результат действия чего-либо", "конкретное действие":

где -n- это инфикс в основе pig-;


-or "человек (механизм, машина), который (-ая)...":


-ori позволяет создавать прилагательные, связанные с соответствующими существительными: pro/vi/s/ori. Этот суффикс встречается не часто. Существует также суффикс "-orio", который служит для образования существительных. Он обозначает "место, где происходит действие": observar (наблюдать) - observatorio (обсерватория).


-ive образует прилагательные со значениями "который действует", "который готов сделать что-либо":

Сайт управляется системой uCoz